Защитник «Зенита» Луиш Нету дал интервью «Чемпионату», в котором рассказал, почему носит бороду, высказал мнение о полузащитнике Леандро Парадесе, главном тренере петербуржцев Сергее Семаке и сопернике сине-бело-голубых по 1/16 финала Лиги Европы.
«Бомбардир» выделил главное:
О бороде
– Вы всегда с бородой. Почему?
– Когда я был подростком, решил не бриться, пока не проиграем. На тот момент я выступал в юношеской команде «Варзим». У нас долго не было поражений. Борода росла, росла, росла, и я привык.
– В России Дедом Морозом одеваются на новый год, как правило, бородатые.
– Вот и я каждое Рождество в Португалии стучусь в дверь и приношу подарки детям. Но я ещe накладываю белую бороду на свою.
– Когда последний раз сбривали еe?
– Перед свадьбой сестры. Это было давно – более 10 лет назад. С тех пор я лишь подправляю форму, но никогда не сбриваю полностью. Не представляю, что для этого должно случиться. Может, чемпионство…
– Если «Зенит» в этом году станет чемпионом России, то вы сбреете свою вечную бороду. Договорились?
– Да.
О конкурентах в борьбе за чемпионство и усталости игроков после ЧМ-2018
– У «Зенита» тут поначалу не сложилось с товарищескими матчами. Почему?
– «Зенит» позже начал сборы. Конечно, нас не радуют поражения, но важнее подойти готовыми к встречам с «Фенербахче». Когда РПЛ возобновится, все будет иначе. Никакой паники у нас нет. Мы же знаем, что в день матчей против «Локомотива» и «Спартака» мы утром проводили достаточно интенсивную тренировку, а вечером играли. И это после месячного простоя.
– Месячный простой был и у двух московских клубов.
– Если бы мы побеждали с крупным счeтом команды слабее, это не было бы полезнее. Другое дело, что мы не воспринимаем «Спартак» и «Локо» как соперников по товарищеским матчам. Мы играем с яростью. Условные датские или шведские клубы – другое дело. А тут никто не скажет: «Спокойнее-спокойнее, не врезайся, давай полегче». Мы идeм в борьбу и расстраиваемся при поражениях. Но это первая реакция. Потом в голову приходит понимание, что важен результат не этих матчей.
– Главный конкурент «Зенит» в борьбе за титул?
– На чемпионство претендуют пять команд: мы, «Краснодар», ЦСКА, «Спартак» и «Локомотив». Полагаю, что многое зависит от очных матчей и все решится в самом конце. Наш ждeт интересное окончание сезона.
– С кем было тяжелее всего играть в первой части сезона?
– Как раз с ЦСКА. Перед этим у нас был тяжeлый график. Понедельник – матч в Самаре. Четверг – в Ростове. Воскресенье – принимаем «Ахмат». Четверг – играем в «Бордо». Прилетаем в 8:00 утра. Потом одна тренировка и летим к «армейцам» в Москву. Увы, там начали с двух ошибок. Мы пытались вернуться в игру, но не получилось. Не было ментальной энергии после стольких перелeтов. В этом плане куда удобнее пять заключительных матчей РПЛ в году проводить дома, как «Краснодар».
– ЧМ-2018 тоже сказывается?
– Безусловно. Сборная России отлично показала себя на мундиале. Из-за лимита нет возможности дать отдохнуть россиянам – они должны играть постоянно, а силы и эмоции не безграничны. «Зенит» очень рано начал сезон – 14 июня. После поражения в Минске пришлось попотеть. Затем ещe игра с «Мольде» на синтетике. С июля до декабря у нас только один раз была недельная пауза между играми, если не учитывать окна для сборных. И это случилось уже в декабре. А когда ты почти без отдыха рано начинаешь сезон, то к октябрю-ноябрю накапливается усталость.
– При этом все футболисты говорят, что лучше играть, чем тренироваться.
– Да, мне тоже. Я к этому привык в «Зените». В прошлом сезоне в «Фенербахче» мы выступали раз в неделю. Если игра в пятницу, а потом только через 9 дней в воскресенье, то неделя тренировок кажется очень длинной. Я только за, чтобы играть посреди недели, но для этого нужна ротация, нужно иногда кому-то давать отдохнуть. А у нас выпадали футболисты: Кокорин, Маммана, Нобоа, Смольников. В результате многие обязаны играть без пауз.
О тренировках
– Кто сильнее всех бьeт в «Зените»?
– Шатов. Он с обеих ног лупит. А ещe Эрнани.
– Дзюба говорил в интервью, что вы и Ломбертс – два костлявых футболиста. Ему достаeтся от вас на тренировках?
– Какое представление у людей о центральных защитниках? Большой, сильный, мощный. Как вы понимаете, это не про меня. Когда я накрываю такую махину, как Дзюба, то приходится опережать соперника, быть быстрее него. В борьбе за мяч у него будет преимущество за счeт габаритов.
– Бывало, что кого-то травмировали на тренировках?
– На занятиях ограничиваешь себя в агрессии. Хотя и без желания сфолить можно заехать. На днях от меня досталось Терентьеву и Дриусси, но я извинился. Я не желал им вреда. Все меня знают. Да и видно, когда человек нарочно грубит, а когда хочет попасть в мяч. По мне недавно попал Ерохин, и я тоже прекрасно понимал, что это не со зла, а так, тренировочное.
О Леандро Паредесе
– Вы берегли Паредеса на тренировках? А то один удар по ноге мог сорвать трансфер.
– Он не играл в товарищеских матчах, но занимался с нами. В борьбе не задумываешься, чтобы кого-то беречь. Паредес не халтурил на тренировках. У него есть талант, который он может ещe развить в «ПСЖ». Его техника позволяет делать всe: короткий пас, длинный пас, удар, плюс отлично видит поле.
– Об уходе Паредеса узнавали из интернета?
– Да, но и его самого тоже расспрашивали: уходишь или нет? Для него это уникальная возможность. Последние несколько дней он находился в «Зените», но мыслями был не здесь. В таких случаях нужно уважать решения футболистов.
– Если бы вы были боссом «Зенита», то за сколько отпустили бы его?
– Я бы удвоил. Взяли за 23 миллиона? Значит отпустить за 46. На эти деньги можно купить футболистов, которые будут мыслями в «Зените». А потом и их можно будет продать.
Об Александре Кокорине
– За всe время в РПЛ против кого из нападающих было тяжелее всего играть?
– Ох, тяжело. Наверное, Кокорин. Он играл против нас за «Динамо».
– Почему из всех назвали именно его?
– Кокорин – быстрый, сильный, техничный, врывается в свободные зоны. Центральные защитники не любят таких, за которыми нужно бегать. А он словно плывeт по полю, не касаясь земли. Помню, я был доволен, что «Зенит» договорился о его переходе. В прошлом сезоне на нашей игре сказалась травма Кокорина. А теперь случилось то, что случилось. Без него нам сложнее. Я был в сборной, когда увидел информацию в интернете. Сразу связался с сотрудниками клуба, чтобы проверить, действительно ли его арестовали.
Об истекающем контракте
– Это ведь ваш последний сезон в России?
– Сейчас думаю только о «Зените». Мы хотим выиграть чемпионство. Не думаю о другом.
– У вас заканчивается контракт через четыре месяца. Переговоры ведутся?
– Мне 30 лет. Шесть с половиной лет – в «Зените». Конечно, мне хотелось бы дать больше стабильности моей семье. Также выслушаю людей, которые заботятся о моей карьере.
– Если так сложится, что это ваш последний сезон в «Зените», то что вы будете вспоминать в старости?
– Все титулы. 4:1 против ЦСКА в финале Кубка России в 2016-м. Праздник с золотыми майками, когда мы выиграли пятый чемпионат и заполучили звезду для герба в 2015-м. Победа по пенальти над «Локомотивом» на Петровском в Суперкубке в том же году. Через год снова взяли Суперкубок – в Черкизово в матче с ЦСКА. В день, когда я покину Питер, в голове будет много счастливых воспоминаний. Столько раз ходил по Невскому с родными. Посмотрим. Так или иначе моe будущее скоро определится.
– Общались на этот счeт с Семаком?
– Конечно. Я же его застал ещe футболистом. Вместе рубились за «Зенит». У нас было несколько разговоров с тех пор, как я вернулся из аренды в «Фенербахче». Тренер показал в этом сезоне, что верит в меня. Оставшиеся матчи вижу, как 13 финалов на пути к титулу.
О Сергее Семаке
– Вы были удивлены, что после всех иностранных тренеров пришeл Семак?
– Этот человек всегда много помогал игрокам «Зенита». Именно он больше всех способствовал моей адаптации в 2013-м. Он говорит по-английски и сам проходил адаптацию в иностранном клубе. Я восхищаюсь профессионализмом Семака, поэтому не был удивлeн его назначению.
– Семак – самый добрый тренер, которого вы видели?
– Он может придать команде спокойствия. Взять даже наш недавний матч со «Спартаком» на сборе. Поражение со счeтом 0:3, но Семак доходчиво объяснил: этот товарищеский матч не имеет отношения к чемпионату, мы только в начале подготовки, забываем результат и двигаемся дальше. Поверьте, когда тренеры переходят на разговоры вроде «виноват ты, ты и ты», то они теряют коллектив. Семак не перестаeт в нас верить и это подстегивает. В футболе важно не закипать, а сохранять спокойствие.
– Помню пресс-конференцию в Минске после 0:4. Всем казалось, что случился армагеддон, и только Семак спокойно говорил, что никакой катастрофы не случилось.
– Семак же понимал, что такие матчи иногда случаются в футболе. Мы не были ментально готовы. Возможно, ожидали более простой игры. При этом тренер знал, что мы можем отыграться в ответной встрече. Мы это сделали, а потом заняли первое место в группе.
О «Фенербахче»
– В 1/16 финала Лиги Европы вы сыграете с «Фенербахче», за который выступали в прошлом сезоне. Во время жеребьeвки рассчитывали попасть на свой бывший клуб?
– Забавное совпадение. Я этого не ждал, конечно. Я вообще был в самолeте, когда шла жеребьeвка. Мне позвонили из пресс-службы «Зенита». И я сразу: «Опа! Снова Стамбул». Я рад туда вернуться, провeл там хороший период.
– Сейчас у «Фенербахче» дела идут скверно.
– Да, тяжело. Клубом долгое время руководил один президент, а с этого сезона – другой. Он поменял тренера и всю структуру. Многие фанаты устали от перемен и уже не так близки к команде. Дела вообще идут не очень хорошо. Я думаю, что если бы не произошли эти изменения, то в этом сезоне «Фенербахче» выиграл бы чемпионат Турции.
Сейчас фанаты негодуют из-за трансферов. При этом команда вылетела из Кубка Турции, а в чемпионате идeт внизу [на 14-м месте]. Предполагаю, что «Фенербахче» будет больше сконцентрирован на внутренней лиге.
– Вы знаете игру «Фенербахче» изнутри. Тренеры и аналитики «Зенита» к вам обращались?
– Пока нет. В турецком клубе уже другой тренер, да и ряд футболистов. Хотя многих я знаю и какие-то детали могу подсказать.