С момента увольнения Карреры прошло четыре матча: вялая ничья в Глазго (0:0), обидная ничья в Казани (1:1), невнятная победа над «Анжи» (1:0) и унизительное наказание от «Урала» в Москве (1:2). Все это время Рианчо: а) Разбрасывался пафосными фразами; б) Изображал из себя тренера. В обоих случаях получалось крайне отвратительно.
Для подтверждения тезиса возьмем состав на матч с «Уралом». В старте вышел Комбаров, слева в полузащите оказался Попов. Мельгарехо и Еременко (для первого 2018-й – лучший год в карьере, второй же выглядит очень уверенно после двухлетней дисквалификации) почему-то оказались в запасе.
Отсутствие идей Рианчо подкрепляет упертостью. На данный момент при всех проблемах с игрой «Спартаку» больше подходит строгая расстановка 4-2-3-1, рассчитанная на строгость в защите, грамотный выход из обороны и колкие атаки. Эта схема поможет клубу сохранять структуру при позиционных атаках соперника, при контратаках. Кроме того, такая расстановка добавляет креатива в атаке за счет лишнего игрока. Всего этого очень не хватало в матче с «Уралом».
Рианчо же не признает это и бьется за любимые 4-3-3. Перед матчем он сказал: «Будем играть 4-3-3, пока игрокам не станут сниться игровые алгоритмы». Сегодня, в матче с «Уралом», гости спокойно раскатывали среднюю линию москвичей и втроем выходили на одного защитника.
Рианчо как бы показывает: он отличается от Карреры. На самом деле у «Спартака» сейчас те же ошибки, что были при Массимо. Проблемы с фланговыми защитниками? Игроки «Урала» стабильно давили в это пространство. Игроки «Спартака» размазываются в центре поля – нет проблем, гости нагружают среднюю линию. Атаки москвичей перестали быть эффективными (лишь 52% атак доходят до удара, раньше – 73,7%), «Спартак» стал больше времени проводить в защите. И дело даже не в потере Промеса, который часто тащил на себе игру «Спартака». Когда тактика не работает, а системообразующие игроки начинают матчи с запаса, вопросы как бы автоматически переходят к тренеру.
Только прочитайте, что он сказал после поражения от «Урала»: «Каждый раз после дождя выходит солнце. И завтра тоже выйдет солнце», «Господа, давайте строить. Зачем мы продолжаем разрушать? Зачем хотим уничтожить футболистов? Зачем хотим уничтожить этот клуб с 96-летней историей?», «Я нахожусь здесь лишь потому, что футболисты попросили меня помочь. Буду помогать им, пока живу, пока не умру. Всем! Всем футболистам буду помогать, пока не умру. Пока я в «Спартаке», жизнь за него отдам».
После победы над ЦСКА, которая практически принесла «Спартаку» чемпионство, Каррера сказал: «Мы стали командой, но прежде мы стали семьей». В словах Карреры была искренность и любовь к этой команде, к своей работе, желание делать историю. Рианчо лупит бессмысленным пафосом и взрывает социальные сети. Но он становится героем мемов и стебных твитов, а не автором мотивирующих речей, после которых Глушаков снова становится «похоронами», а Адриано бежит за хет-триком.
Каррера тренировал год, сделал из команды чемпиона и просто говорил о семье. Рианчо же за четыре неубедительных матча готов умереть за команду. Крайне клоунский ход для человека, чьим действиям уже не верят болельщики.
«Грустный ли я? Да, грустный. Но не только из-за результата. Грустный, потому что команде сейчас нужна поддержка болельщиков. А они, к сожалению, этой поддержки футболистам не оказывают», – сказал тренер «Спартака» после матча с «Уралом». На эту игру пришли 23 237 зрителей (худшая посещаемость клуба в этом сезоне РПЛ). При этом большинство из них скандировали оскорбительные кричалки в адрес Федуна, Глушакова и самого Рианчо.
Есть подозрение, что Рианчо сам не понимают, почему болельщики так себя ведут. Президент не определился с главным тренером и уехал в отпуск. Команду разобрал скандал с лайками и переводами в резерв. При этом на поле все тоже отвратительно: «Спартак» впервые в своей истории проиграл четыре матча чемпионата России подряд и показывает унылейшую игру. Но, кажется, для Рианчо это не совсем не показатель.
Назначение Рианчо стало апогеем всего дурного, что творится в «Спартаке». Болельщики обвиняют руководство в бездействии, вредительстве, в том, что они уничтожают команду изнутри. Пусть так – Рианчо же за четыре матча уничтожил ее снаружи.
В августе 2016-го Каррера подобрал пострадавший от Аленичева «Спартак». Он два года строил из клуба семью, побеждал и стал святым в глазах фанатов. В этом сезоне Каррера немного провалился, а руководство нашло неочевидную причину (на момент отставки Массимо «Спартак» отставал от второго места всего на очко) и уволило его.
Сейчас со «Спартаком» происходит примерно то же самое, что было два года назад. Команда кое-как спасается от поражения в домашнем матче Лиги Европы против «Рейнджерс», показывает откровенно слабую игру. Но, кажется, Рианчо это не особо напрягает. На выездной матч с «Уфой» он ставит в основу Ещенко, Реброва Глушакова. Почему был сделан столь странный выбор – не очень понятно.
Для выхода из кризиса команде нужен жесткий и принципиальный тренер, способный восстановить атмосферу в раздевалке, наладить контакты с руководством и болельщиками. Рианчо – полная противоположность этому образу.
Материалы по теме: