Марокко сыграет с Хорватией в матче за третье место на ЧМ-2022. Это важное достижение не только для марокканского футбола, но и для африканского в целом. Формально Марокко постоянно совершенствуется. На прошлом ЧМ сборная остановилась на групповом этапе. Сейчас – дошла до одного из двух финальных матчей турнира.
Все это произошло позже долгосрочного кризиса, который спровоцировал революцию в марокканском футболе.
Последнее появление Марокко на чемпионатах мира перед долгосрочной паузой состоялось в 1998 году. Тогда сборная потопталась на групповом этапе и спокойно покинула турнир – реализовала ожидание своих фанатов. К тому ЧМ Марокко подошло в ужасном состоянии: у нее не было базы, она тренировалась во Франции, а чемпионат Марокко представляли только четыре игрока. Остальные представители сборной играли за слабые европейские команды (максимум – «Порту» и «Спортинг»), футбольная федерация страны требовала изменений.
Тогда в футбольные дела вмешалось правительство, которое захотело резких успехов на поле. Сначала планы были очень абстрактными. Чуть позже, к середине нулевых, власти наметили курс развития. Изначально он касался только молодежного сектора. Чуть позже руководство Марокко одобрило план, который предусматривал строительство академии.
Важно, что проект курировал лично король Мухаммед VI. В 2005-м он говорил: «Мы с Федерацией футбола предположили, что у сборной не будет успеха примерно до середины следующего десятилетия: у нас просто не хватает ресурсов, чтобы превратить наш план в краткосрочный. Для этого требуется много денег – а у Марокко хватает проблем в обычной жизни, чтобы искать лишний бюджет на футбол. Поэтому важнее строить проект на молодых игроках: у них есть перспективы».
Мухаммед утвердил главные моменты плана:
Куратором всей этой истории стал Нассер Ларге.
У марокканца Нассера Ларге не получилась большая футбольная карьера. В 1980-м он попал в «АСПТТ Кан», связанный с нормальным «Каном», но не смог использовать этот шанс как трамплин и быстро обосновался во французских глубинках. В 1984-м, играя за «Норман», он рассказывал, что хотел бы стать игроком большой команды, но «кажется, уже упустил свою возможность». В 1986-м он перешел в скромный «Тюри-Аркур» и там же стал играющим тренером. Он говорил, что запускает тренерскую карьеру, потому что это его мечта: «Я всегда думал, что тренер из меня получится лучше, чем игрок. Для меня это новый этап, который я хочу сделать чуть лучше, чем предыдущий».
Проблема в том, что в каждом новом клубе он получал больше административную должность – и объяснял это успешной работой с поиском молодых и перспективных игроков. Так через несколько смен работы в 2007-м он дорос до приглашения от короля Мухаммеда VI и возглавил марокканскую академию.
Что делал Ларге:
1. Курировал строительство базы. За два года и 30 млн евро марокканские власти под его контролем построил большой футбольный центр с футбольными полями с разными покрытиями: натуральное, синтетическое и т.д. Это было личное пожелание Ларге: «В разных странах играют на разных полях – наши футболисты должны быть готовы ко всему».
Академия предлагала обучение в школе и футбольные тренировки. Административным центром был кампус в Рабате. Еще у нее было четыре спортивные точки по стране: в Марракеше, Касабланке, Фесе и Танжере.
2. Запустил скаутскую сеть. В основном были специалисты из Марокко и Франции, но Ларге лично перетащил скаутов из систем «Баварии», «Копенгагена» и других европейских клубов. Хвалился так: «Для нас это огромная победа. Не у всех академий Африки есть специалисты со свежим европейским взглядом».
3. Лично ездил по стране и искал талантов. Как признавался Ларге в интервью The Athletic, после строительства академии он просмотрел около 12-13 тысяч молодых игроков. В том же тексте он рассказывал:
«Меня выбрали руководить проектом. Руководство потратило два года на строительство академии. После этого я ездил по стране, чтобы найти подходящих игроков. В 2009 году мы были готовы к открытию, и к нам пришло первое сильное поколение: Эн-Несири, Унаи, Агуэрд – все они играют за сборную прямо сейчас».
4. Отдельная история – переманивание потенциальных сборников Марокко из Европы. Он занимался этим, когда работал в академии. Он занимался этим и позже, когда работал в других местах, но сохранил теплые отношения с правительством Марокко. Вот факты из интервью The Athletic и рассказам другим медиа:
Ларге в итоге стал тренером, но только временно исполняющим обязанности – подстраховал «Марсель» в сезоне-2020/21 на девять матчей. Но все остальное время работал на должностях, связанных со скаутингом и развитием. После академии правительства Марокко он работал техническим директором различных молодежных сборных. В «Марселе» до тех девяти матчей он был куратором молодежного сектора. В мае этого года он принял предложение стать техническим директором сборной Саудовской Аравии.
«Жизнь – странная штука. Я думал, что стану хорошим игроком – не смог. Я думал, что стану хорошим тренером – не смог. При этом мне всегда нравилось наблюдать за развитием молодых игроков – удивительно, как судьба привела меня к тому, что я имею сейчас. Я действительно хотел быть тренером, но быстро понял, что мне важнее развивать сильных пацанов».
Верить в Марокко? Забирайте бонус в 2000 рублей и ставьте на его победу
Текст: Илья Егоров
Фото: Keystone Press Agency, imago-images.de, XinHua/Global Look Press